Переосмысливая гнев Божий

Когда на первое место выходит гнев Божий, в состоянии ли мы вспомнить, что Бог есть любовь?

Сталкиваясь с христианством, мы знакомимся с Богом, который способен на гнев. Мы находим строки про Божий гнев, например, в книге «Исход» (глава 31 стихи 10-11), когда Моисей, заступается перед разъяренным Яхве за недовольных Израильтян, а Тот готов стереть их с лица земли и начать всё сначала, или в книге послания к Римлянам (глава 2 стих 5), где описан гнев Божий на людей упорствующих и нераскаивающихся. Гнев Бога не чужд и современной христианской теологии — о нём можно услышать как с кафедры от баптистских проповедников «огня и серы», так и встретить его в классических трудах, как например проповедь Джонатана Эдвардса эпохи Великого Возрождения (период в истории американского христианства с начала XVIII века по конец XX, ознаменованный массовыми евангелизационными собраниями) «Грешники в руках гневающегося Бога».

Но этот гнев напоминает нам о себе не только извне: с кафедры, в книгах, ведь мы — грешники, хоть и получившие новую сущность во Христе. Греша, мы словно хуже видим бесконечную благодать, подаваемую нам посредством смерти Иисуса Христа на кресте за нас. Вместо этого нам видится искажённое гневом лицо Бога, нависающее над нами, когда мы обращаемся к Его слову за утешением и обещанием прощения. Но чем дольше мы узнаём Его, тем лучше понимаем, что Его гнев — не просто реакция на наши проступки, а черта Его характера — такая же значимая часть Его характера, как и любовь.


Первичные и вторичные эмоции

Современные исследования в области психологии о роли и функций эмоций могут помочь нам лучше понять гнев Бога. В этих исследованиях эмоции делятся на первичные и вторичные. Пол Экман относит к первичным гнев, отвращение, страх, радость, грусть и удивление. Все остальные — к вторичным, поскольку они являются производными выражениями первичных.

Например, стыд на самом деле вырастает из страха. Ребенок, разбивший вазу, стыдится проступка, потому что отец уже сердился на него за его неуклюжесть в обращении с другими предметами, и боится снова ощутить себя в его глазах неполноценным и беззащитным. Таким образом, на самом деле за ширмой стыда эмоцией ребенка находится страх.

Джон Готтман, более сорока лет консультирующий пары на грани развода, отмечает, что гнев может являться и вторичной эмоцией. Готтман называет такой гнев — «гнев как верхушка айсберга», поскольку в этом случае мы видим только то, что на поверхности. Например, когда я злюсь на соседа за то, что он «тупо сидит в телефоне», пока я и убираюсь в доме и готовлю завтрак обед и ужин, первичной эмоцией может выступать что-то более глубокое, чем гнев. Возможно, здесь скрывается тоска (грусть) по большему уважению за всю ту работу, которую я выполняю, или страх перед ссорой, если я что-то выскажу. Я могу испытывать душевную боль и стресс, и гнев (злость) будут всего лишь проявлением моих невидимых для моего соседа чувств.


Гнев как реакция на грех

Я прихожу к выводу, что люди испытывают гнев и как первичную, и как вторичную эмоцию. Но в случае с Богом гнев не кажется мне первичной эмоцией; я не думаю, что Бог общается с человечеством с позиции гнева. Гнев — последствие грехопадения, и, как сформулировал Стивен Даймонд, «гнев является соответствующей, естественной, здоровой реакцией на разочарование, боль, обиду и любое другое происшествие, угрожающее нашему здоровью или психике».

Бог не есть гнев. Божий гнев есть Его реакция на грех, вред, смерть. И мы также не задуманы для гнева — это наша душевная реакция на столкновение с грехом и смертью. Мне становится понятна причина Божьего гнева, когда я отношу его к категории вторичных эмоций и ищу, что стоит за этим выражением, проявлением Его гнева.



Изучая Библию, я вижу, что Богу приписывается бесконечная благость. Бог заявляет о Своей любви, задуманной справедливости и равенства для каждого, благородстве Своего творения и возлюбленном Сыне Иисусе Христе, и ревностно ищет проявления Своей славы во всем, что происходит в нашем мире. Когда же Его слава топчется, обесценивается, обесчещивается и всё это выставляется за правду, тогда Он гневается. Но за этим гневом видны печаль и сожаление (см. книгу Бытие глава 6 стих 6). Видна горечь Бога, вызванная грехом, смертью и насилием. Мне видится Его отвращение к тому, как Его образ в каждом из нас уничижается, когда мы хладнокровно клевещем, отдаёмся в рабство, убиваем, унижаем и грабим. Оставляя Бога, пренебрегая Его жертвой и Воскресением и обращаясь к фальшивым заменителям утешения, мы провоцируем Его ревность.

Я пишу эту статью не для того, чтобы как-то «причесать» Божий гнев, выставить его удобоваримым. Его гнев — нечто ужасное, невозможное вместить, и так оно и должно быть. И, тем не менее, следуя за Богом я всё чётче понимаю, что гнев не есть определение Бога, а Бог есть благость и милость. Его гнев является Его ревностью, Его желанием вернуть себе нас, исковерканных грехом. Пусть же и наш гнев будет возможен только тогда, когда мы стараемся выполнять Его желания.


Автор — ТИМ ВУДИ
Источник: hristiane.ru/
#нашелепихе #церковьнашелепихе #shelepihachurch