Когда я бодро шагал по одной из улиц Восточной Азии, рядом со мной остановилась машина. Водитель сказал: «Садитесь». Я на мгновение замешкался. Кто это сказал мне сесть в машину? Что произойдет, если я это сделаю? Я посмотрел на свою переводчицу. Она показала, чтобы я садился. Она знала, что происходит. Все еще немного сомневаясь, я открыл дверь машины и сел.
Я приехал в эту страну, чтобы изучить возможности евангельской работы среди этнических меньшинств. Правительство прилагало все усилия, чтобы помешать распространению церкви в этом регионе, и особенно строго оно относилось к меньшинствам.
Во всем мире сопротивление Евангелию принимает различные формы. Правительства, религиозные лидеры, экстремисты и даже члены семей пытаются помешать его продвижению. Репрессии могут быть незаметными или очень жестокими. Но какова бы ни была тяжесть преследований, Слово Божье не связано. Оно продолжает идти беспрепятственно.
Книга Деяний заканчивается тем, что Павел находится под домашним арестом в Риме в ожидании суда. Лука, автор книги Деяний, хотел, чтобы читатель увидел, как Павел был заключен в тюрьму и оковы. Он заканчивает книгу словом «беспрепятственно» (28:31). Несмотря на сопротивление и гонения, Евангелие распространилось по всему известному миру в течение жизни одного поколения.
Это последнее слово в Деяниях описывает распространение Евангелия до сегодняшнего дня. Независимо от того, откуда исходит сопротивление или гонения - от правительства, общества и семьи или местных религий, - Евангелие распространяется беспрепятственно (в синодальном переводе - невозбранно).
Когда я сел в машину в ту ночь в Восточной Азии, я с облегчением узнал, что водитель не был полицейским под прикрытием. Он был местным пастором. Пока мы ехали, он рассказывал о том, с каким ежедневным давлением со стороны правительства сталкивается его прихожанин. Он неоднократно подвергался допросам и преследованиям со стороны властей.
Можете представить мое удивление, когда пастор объяснил мне через переводчика: «Из всех пуритан самыми важными для нас были те, кто путешествовал вместе на „Мэйфлауэре“. Пилигримы, переплывшие Атлантику ради религиозной свободы, были его героями. Он разделял их стремление поклоняться Богу в условиях свободы.
Мы ехали около часа до лесного массива, недоступного для наблюдения. Поклонение в лесу давало определенную свободу. Мы ждали там, пока к нам не начали присоединяться члены церкви. Собравшись, они начали петь псалмы.
С человеческой точки зрения, в этом районе мира - и уж тем более в этом лесу - не должно было быть поместной церкви. Но я был там, слушая, как новое поколение паломников восхваляет Бога под покровом деревьев.
Церковь растет там, где вы меньше всего этого ожидаете. В монгольской деревне у границы Сибири я сидел в юрте с группой местных верующих. Соседи и родственники с подозрением относятся к этим верующим из-за их веры в Иисуса. Их считают не совсем настоящими монголами.
Хотя монголы пользуются официальной свободой вероисповедания, христиане сталкиваются с сильным социальным сопротивлением. Принятие Христа означает отказ от традиций шаманов и тибетского буддизма. Для многих монголов это неприемлемо, потому что означает отказ от своей родины ради чего-то чужого. Точно так же во многих местах по всему миру стать христианином означает отвергнуть свою семью и общину.
Иногда подозрения перерастают в жестокость. В Улан-Баторе один монгольский пастор рассказал мне, как родители избили подростка за то, что он пришел на церковную службу. Эти родители также угрожали пастору. Но пастор продолжает проповедовать Слово и евангелизировать. Их монгольская домашняя церковь по-прежнему собирается, поет и молится о том, чтобы Евангелие продолжало распространяться.
В буше Западной Африки местный пастор опоздал на пару дней на семинар по экспозиционному проповедованию, который я вел. Когда я спросил, почему он опоздал, он объяснил, что его племянник был похищен и убит. В Либерии это не редкость. Люди верят, что могут забирать органы для использования в колдовстве, чтобы получить власть над другими.
Церкви Либерии и Сьерра-Леоне сталкиваются со сверхъестественным угнетением и давлением со стороны традиционных обществ, называемых Порро и Санде. Этими тайными обществами управляет местный шаман по имени «дьявол». Этот шаман часто угрожает членам церкви и пасторам, если они не вступят в общество. Детей верующих иногда похищают, увозят в буш и заставляют проходить обряды посвящения. Однажды я пытался утешить мать, чью дочь увезли в «дьявольский буш» для обряда инициации. Один пастор сказал мне: «Если я буду открыто говорить об этих вещах, общество убьет меня на улице».
Это не преувеличенные страхи, а реальные опасности, с которыми сталкиваются верующие в Либерии и Сьерра-Леоне. И все же Евангелие идет вперед. Пастор, потерявший племянника, посвятил себя провозглашению истинного Евангелия, чего бы это ни стоило. Церкви в Западной Африке растут, и Слово продолжает беспрепятственно распространяться.
Последнее замечание Луки в Деяниях остается актуальным и сегодня. Евангелие распространяется по всему миру, независимо от обстоятельств. Бог действует, спасая и поддерживая людей в каждом народе. Его Евангелие действительно «проповедано во всем творении под небесами» (Кол. 1:23). Его Слово может пересечь любую границу и преодолеть любую оппозицию. Как писал Павел, даже если кандалы сковывали его запястья, «слово Божье не сковывается» (2 Тим. 2:9).
Миссия - это приглашение участвовать в распространении Евангелия по всему миру. Это привилегия видеть Слово Божье в действии. Но вам не нужно покидать свою страну, чтобы увидеть и принять участие в его мощном воздействии.
Нас может обескуражить сопротивление нашему свидетельству со стороны семьи, друзей и общества. Но истории о распространении Евангелия в труднодоступных местах должны ободрять нас, чтобы мы продолжали делиться Евангелием. В конечном итоге наша уверенность - в Боге и Его Слове. Если Евангелие может беспрепятственно распространяться в самых трудных местах, то оно может распространяться и там, где мы работаем и живем.