Что Библия говорит о разводе и повторном браке?

Кэрол, молодая жена с грудным сыном, узнала, что ее муж Райан, офицер полиции, состоял в интимной связи с коллегой по работе. Когда Кэрол предъявила Райану претензии, он впал в ярость, размахивая полицейским пистолетом и направляя его сначала на себя, потом на Кэрол и их ребенка. Кэрол убежала в безопасное место, а через неделю пришла в церковный офис.

«Должна ли я оставаться в этом браке?» спросила Кэрол. Как ее пастор, я в первую очередь должен был проявить сострадание и вместе с командой членов церкви обеспечить безопасность Кэрол. Но я также был обязан дать четкий ответ на вопрос Кэрол. Какие у нее есть варианты в соответствии с Божьим Словом? Я понимаю, что Библия разрешает развод и повторный брак в определенных случаях. Но не все христиане согласны с этим выводом. Так какие же взгляды на развод и повторный брак существуют среди евангелистов и как их библейски оценить?

2 взгляда на развод и повторный брак

Когда я только начинал свое пасторское служение, я знал, что развод - это обычное дело, но я не представлял, сколько разводов и повторных браков происходит среди христиан. Я также не знал, насколько сложными и трудными могут быть эти ситуации с пасторской точки зрения. Евангелисты обычно придерживаются одного из двух подходов к разводам и повторным бракам.

Некоторые уважаемые учителя Библии придерживаются так называемой постоянной точки зрения на брак. Многие из них утверждают, что верующий никогда не должен инициировать развод, и все они говорят, что разведенный верующий не имеет права вступать в новый брак, пока жив его бывший супруг. Хотя эти учителя сочувствуют Кэрол и признают ее право на физическую безопасность, когда речь заходит о разводе и повторном браке, они говорят, что мы не можем позволить истории одного человека отменить то, что, по их мнению, является ясным учением Писания.

С другой стороны, более распространенная евангельская точка зрения (отраженная в главе 24Вестминстерского исповедания веры) учит, что, хотя развод всегда нарушает Божий идеал, Он предоставляет защиту и исключение для супруга, чей партнер грубо нарушил брачный завет.

Чтите брак. Сделайте развод крайней мерой.

Бог задумал брак как пожизненный завет единения (Быт. 2:24). Библейский идеал заключается не только в том, чтобы пары оставались в браке, но и в том, чтобы они находили большую радость вместе (Еккл. 9:9). Поскольку Бог соединяет мужчину и женщину в браке, брак следует чтить и защищать (Матф. 19:6). Мы должны охранять свой собственный брак от неверности и небрежения. Мы также должны уважать браки других людей как своими действиями, так и советами.

Мы никогда не должны поощрять небиблейские разводы. В конце концов, некоторые люди призваны Богом пережить трудные браки, многие из которых могут быть преобразованы Божьей благодатью. Из-за нашей все более терапевтической культуры и ее расширительных определений понятия «жестокое обращение» маятник в наше время качнулся от защиты брака в ущерб защите жертв жестокого обращения к защите предполагаемых жертв в ущерб защиты брака. В результате некоторые несчастные супруги слишком легко отказываются от своего брака и разводятся без библейских оснований. Однако и в Ветхом, и в Новом Заветах Бог дает библейские основания для развода.

Когда Бог разрешает развод и повторный брак?

Суть развода заключается в прекращении супружеских обязательств. Как показано во Второзаконии 24:1-4, это предполагает и влечет за собой свободу вступать в новый брак. Хотя Иисус ясно говорит, что развод и повторный брак без библейских оснований - это грех прелюбодеяния (Матф. 19:9; ср. 1 Кор. 7:10-11), Он также признает, что разведенные действительно разведены (а не состоят в браке в глазах Бога), а те, кто снова женился, действительно женаты.

Учитывая, что Бог ненавидит разводы, почему Он разрешает разводы и повторные браки? Иисус объясняет: «По жестокосердию вашему» (ст. 8). В падшем мире некоторые супруги нарушают брачный завет, поэтому разводы должны быть регламентированы. Хотя каждый развод происходит из-за человеческого греха, не все разводящиеся грешат. Я бы утверждал, что развод за прелюбодеяние показывает, насколько серьезно Господь относится к нарушению брачного завета. Развод может служить защитой для невиновной стороны, а благочестивый повторный брак может стать благословением. Итак, в каких случаях Библия разрешает развод и повторный брак?

1. Бог разрешает развод на основании сексуального греха.

Приверженцы основной точки зрения отмечают, что Иисус дважды заявляет, что развод и повторный брак разрешены в случае сексуальной безнравственности (porneia, Матф. 5:32; 19:9). Сторонники постоянной точки зрения утверждают, что самые ясные тексты о разводе не содержат исключений (Марка 10:1-9; Луки 16:18) и что в них ясно сказано, что человек может вступить в новый брак только после смерти супруга (Рим. 7:2-3; 1 Кор. 7:39). Они также находят поддержку у отцов церкви, которые отвергали все разводы и повторные браки.

Некоторые приверженцы постоянной точки зрения утверждают, что исключение относится к прелюбодеянию во время обручения, но до брака (см. Мф. 1:18-19). Но в Евангелии от Матфея 19 Иисуса спрашивали не о разрыве помолвки, а о том, что женатые люди разводятся и вступают в новый брак (ст. 3-5). Приверженцы постоянной точки зрения испытывают большие трудности с объяснением исключения сексуальной безнравственности (porneia).

Основная точка зрения заключается в том, что отрывки из Евангелия от Марка и Луки относятся к общему правилу о разводе, но, как ясно показывает Матфей, существуют исключения. Например, знак ограничения скорости представляет собой общее правило, но скорая помощь, превышающая скорость, не нарушает закон. Общее правило заключается в том, что брак прекращается со смертью супруга, но есть исключения для развода, когда одна из сторон нарушает завет.

Те, кто верит в исключение для сексуальной безнравственности (porneia), должны определить природу и степень сексуального греха, который является основанием для развода. Некоторые случаи очевидны, например, прелюбодеяние и гомосексуальные акты. В других случаях, таких как порнография или эмоциональные интрижки, требуется мудрость.

Я считаю, что порнография, как правило, менее отвратительна, чем физическое прелюбодеяние, но она может стать основанием для развода, если виновный отказывается бороться с этим искушением и пренебрегает своим супругом или супругой, или в случае незаконной детской порнографии.

Сексуальная безнравственность не разрушает брак; скорее, она дает невиновному супругу право на развод. Во многих случаях через покаяние и прощение такие браки могут быть спасены или восстановлены.

2. Бог разрешает развод на основании оставления.

Хотя Павел призывает верующих, состоящих в браке с неверующими, оставаться в браке, он также утверждает, что если неверующий уходит, то верующий больше не связан с ним (1 Кор. 7:12-16). Это исключение явно применяется, когда неверующий супруг инициирует развод или уходит из семьи.

Я также считаю, что умышленное пренебрежение супружескими обязанностями может стать основанием для развода. Это согласуется с Исходом 21:10-11, который учит, что жена, чей муж не выполняет свои основные супружеские обязанности по обеспечению пищей, одеждой и супружескими правами, может быть свободна (предположительно, чтобы снова выйти замуж, см. 1 Кор. 7:15, 39). Как и в случае с сексуальной безнравственностью, необходима мудрость, чтобы определить, какая степень пренебрежения является основанием для развода. Мы все не выполняем свои брачные обеты.

На мой взгляд, исключение из правила об оставлении брака явно применимо в случаях умышленного и жестокосердного пренебрежения со стороны неверующего человека. Но если партнер, оставивший супруга, исповедует веру, уместен процесс обличения и церковной дисциплины, чтобы дать ему возможность покаяться. В идеале развод должен быть отложен до того момента, когда церковь решит относиться к нераскаявшемуся супругу как к неверующему.

3. Жестокое обращение также может быть основанием для развода как форма оставления.

Вместо того чтобы рассматривать это как третье исключение, лучше всего смотреть на жестокое обращение с супругом как на особенно отвратительную форму супружеского пренебрежения. В последние годы церкви открыто признают, что мы должны серьезно относиться ко всем формам угнетения и принуждения, а не только к физическому насилию. Как и в случае с другими основаниями для развода, нам нужна проницательность, чтобы понять разницу между обычным супружеским конфликтом и жестоким обращением.

Мы не хотим быть виновными в том, что побуждаем кого-либо нарушать Писание, грешно оставляя тяжелый брак или вступая в прелюбодеяние. Мы также не хотим лишать людей возможности пользоваться защитой и свободой, которые Бог дает тем, чьи супруги непоправимо нарушили брачный завет.

Случай Кэрол был очевиден. Райан не раскаивался в прелюбодеянии. Стремясь вернуть контроль, он угрожалжизни жены и ребенка. Руководство нашей церкви сообщило о Райане властям, и он больше не работает в полиции. Они развелись. Мы смотрели на Кэрол как на молодую вдову, которой полезно снова выйти замуж (1-е Тим. 5:14). Через некоторое время Господь дал ей благочестивого мужа, с которым она живет в счастливом и плодотворном браке.

Источник: Христианские статьи на сайте ХРИСТИАНЕ.РУ