Согласно учению евангельских христиан, крещение есть не что иное, как видимый знак, символ сознательного (поэтому, младенческое крещение мы не практикуем) присоединения в члены поместной церкви. Другими словами, крещение есть публичное и видимое выражение желания крещаемого войти в такие отношения с Богом, которые заключаются на основании завета между двумя личностями. Чтобы узнать, какие есть условия в для такого завета (отношений с Богом), мы рекомендуем ближе познакомиться с Библией.
Мы крестим тех, кто способен сформулировать, во что верит. Если вера в жертву Христа и желание жить праведной жизнью — это то, что составляет Вашу духовную жизнь, а свои грехи вы исповедали перед Богом (желательно, имея свидетеля), то у Вас нет препятствий принять крещение.
Подробнее об истории и нашем понимании крещения, Вы можете прочитать ниже.
Крещение является древним обрядом. Это не исключительно христианская практика. Иудеи практиковали омовение (крещение) в качестве ритуала принятия в религиозные ряды прозелитов (новообращенных). Язычники, решившие принять религию Бога-Яхве, должны были в торжественной обстановке осуществить религиозное, нравственное и моральное омовение от языческой скверны. Таким образом, крещение/погружение было обрядом, церемонией инициации, вступления нового члена в религиозную общину. В современном светском обществе эта практика не имеет смысла, и если мы не раскроем ее здесь, многие христиане не поймут ее значения и для церкви. Крещение в то время было сродни церемонии инаугурации (иногурации) в современном светском обществе.
Апостол Павел, который пережил свое обращение на пути в Дамаск (Деян. 9:3-8), уделяет значительное внимание своему крещению. По сути, его самосознание христианина прослеживается именно после его крещения Ананией. После проведения этого ритуала Павел сразу начинает проповедовать о Мессии (см. Деян. 9:17-20).
Приведем опять параллель с инаугурацией. Представим, как народ выбирает президента. После того как избирательный комитет подсчитает голоса и огласит результаты голосования, общество ясно понимает, что кандидат в президенты наконец-то стал президентом. Однако необходима официальная процедура, чтобы все общество понимало, что произошло законное действо, после проведения которого президент становится президентом. Так и в случае апостола. Тарсянин Савл обратился в христианство. Но в обществе того времени считалось необходимым проделать определенную церемонию, после проведения которой человек смог бы ощущать себя членом той общины, в которую он вступил.
Самый яркий пример отсутствия подобной церемонии можно наблюдать в избрании царя Саула (не путать с Савлом, будущим апостолом Павлом). Царь был избран (1 Царств 10:24). Но проблематичность данной ситуации была в том, что в то время не существовало официальной, тем более, дворцовой (у Саула не было тогда собственного дворца, да и свиты), регламентированной церемонии, которая дала бы Саулу возможность на самом деле ощущать себя царем: после радостных возгласов народа Саул просто-напросто пошел к себе домой.
В 1Кор. 10:2 мы видим отголосок ветхозаветного понимания крещения. В случае Предтечи мы видим, что Иоанн Креститель никогда не комментировал природу совершаемого им ритуала. Окружающие Иоанна люди прекрасно понимали природу и предназначение этой церемонии. Обсуждалось только право Иоанна совершать данное омовение, крещения для покаяния (Мф. 3:7-9; Ин. 1:19-24). Когда шла речь о подготовке новых учеников, возникал разговор об их крещении (Ин. 3:26; 4:1). Хотя Иисус Сам не крестил, ясно, что новые ученики проходили через совершаемый апостолами обряд. То есть принятие крещения было необходимым условием для того, чтобы стать полноправным участником религиозной группы.
Крещение как практика сопровождает обращение больших масс уверовавших иудеев в ранней церкви. Петр призывает своих слушателей: "…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38). Призыв апостола является исполнением поручения Иисуса Христа, Который повелел своим ученикам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). На греческом языке буквально эта фраза переводится, как: "путешествуя, делайте учеников среди народов, крестя их". Итак, мы видим, что крещение следует за обучением.
Возвращаясь же к Петру, мы видим, что апостол призывает народ принять крещение ради Иисуса. Крещение же здесь является тем средством, которое совершается для прощения грехов с целью получения дара Святого Духа. Теперь крещение в Церкви отличается от ветхозаветного крещения и крещения Иоанна тем, что человек имеет возможность получить дар Духа Святого. В этом случае мы видим, что получение прощения грехов, дара Святого Духа тесно переплетаются и ассоциируются с принятием водного крещения, т.е. символом, который олицетворяет новую жизнь.
Все это не означает, что крещение само по себе может быть как средством, так и гарантией того, что человек получит прощение грехов и дар Духа несмотря на состояние своей веры и наличие отношений со Христом. Нет. Но крещение есть отображение, символ того, что происходит в духовной реальности. Например, иудей Аполлос (Деян. 18:24) не знал ничего о крещении Иисуса Христа, но уже проповедовал о Нем, "горя духом". Ничего не сказано, получил ли он повторное крещение. Сказано лишь только, что ему подробнее объяснили учение Иисуса Христа (Деян. 18:26). Мы также можем заметить, что сошествие Святого Духа происходило как до крещения (Деян. 10:44-48), во время крещения (Деян. 8:39), так и после крещения (Деян. 8:14-17). Опять же, это свидетельствует о том, что погружение в воду (крещение) есть только видимый знак того, что на самом деле происходит в духовной реальности, т.е. покаяние и возрождение человека благодаря действию Святого Духа.
Это не говорит о том, что крещение не нужно, раз это только отображение духовной реальности. С одной стороны, разбойник, который висел на кресте по правую сторону от Иисуса, получил обещание Самого Господа, что он будет вместе с Ним в раю (Лк. 33:43). С другой стороны, Иисус явно повелевает крестить новых учеников. Подобное кажущееся "напряжение" мы можем объяснить с точки зрения богословского понятия "икономии" спасения. Если человек приходит к покаянию в месте, где нет воды или другого человека, который смог бы его крестить или он оказался в предсмертном состоянии - человек может уповать на спасение, если произнес вслух то, что произнес висящий рядом с Иисусом разбойник: 1. Исповедание Иисуса Господом; 2. Исповедание своих грехов. Разбойник, который был распят рядом со Христом, признал, что был распят за дело, а Иисус осужден нарочно. Он также признал тот факт, что Иисус может распорядиться его будущей посмертной судьбой, т.е. исповедал власть Иисуса над мертвыми.
Крещение же важно для человека, поскольку оно помогает человеку осознать серьезность своего намерения войти и выйти из воды для новой жизни. Мы так устроены, что человек нуждается в подобных видимых знаках. В крещении человек отождествляет себя со смертью Иисуса Христа (Рим. 6:3). Павел в этом отрывке пишет: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?" Т.е. ранняя церковь отождествляла погружение в воду со смертью Иисуса Христа на Голгофском кресте. И поскольку Иисус умер ради искупления человека, наше погружение в воду символизирует нашу смерть, но уже для греха. И как Иисус воскрес из мертвых, так и мы, выходя из воды, становимся причастными новой жизни (см. Рим. 6:3-11).
И при всей ограниченности нашей статьи, нам, тем не менее, стоит остановиться на некоторых вопросах, возникающих при разговоре о водном крещении: вопрос крещения младенцев и вопрос крещения Духом.
Детское крещение не может быть прямо обосновано использованием Нового Завета. Священное Писание не содержит никаких прямых ссылок на крещение детей. Логично предположить, что это еще не является достаточным основанием отвержения практики крещения младенцев. Например, в Библии нет прямых ссылок на слово Троица. Лучше сформулировать претензию так: Новый Завет, согласно нашему пониманию, не содержит никаких оснований для принятия учения о крещении младенцев.
О том, что крещение является сознательным действием, говорят такие стихи, как Мф. 28:19 и 1Пет. 3:21. В первом случае мы наблюдаем последовательность, когда Иисус повелевает ученикам, чтобы они сначала научили, а потом крестили. Учиться можно только в сознательном состоянии. Во втором отрывке апостол Петр утверждает, что суть крещения не просто в омовении нечистоты тела, но это сознательный акт обещания (независимо от того, как переводится греч. "eperotema" прошение или обещание).
Крещение младенцев может быть "оправдано" в случае католиков и православных, ввиду их понимания природы благодати как силы, энергии. Но крещение младенцев не имеет смысла в случае лютеран и реформатов, принимая во внимание тот акцент, который они делают на личном и сознательном направлении веры человека.
В отношении же детей нужно сказать, что евангельские христиане не крестят, но благословляют рожденных членами их общины детей. Вся христианская община благословляет в единодушной молитве родителей и младенца, следуя примеру Анны, которая посвятила своего сына Самуила Богу (1Цар. 1). Подобное благословение, повторяем мы вновь, не является гарантией спасения детей христиан. Это лишь видимое, публичное выражение благодарности и признательности Богу за Его чудесные дары в нашей христианской жизни.
Проблема же учения о крещении Святым Духом состоит в том, что, как мы указали выше, Дух сходит на верующего независимо от механизма крещения: Дух снисходит до, во время и после крещения в повествовании Нового Завета. Трудность пятидесятнического и харизматического учения состоит в том, что оно порождает некую мистическую стадийность в духовном возрастании верующего. В конце концов, пятидесятники, сами того не ведая, учат тому, что в церкви существует некая элитарная группа избранных верующих, которые имеют крещение Духом, тогда как добрая половина христиан - нет. Внимание, которое они уделяют видимым, механическим манифестациям крещения Духом Святым (например, говорение на языках) и ссылка на то, что говорение на языках способствует духовному становлению христиан - проблематична и ошибочна. Коринфяне, - возвращаясь к часто обсуждаемому посланию Коринфянам, - не имели недостатка в дарах (1Кор. 1:7). Однако они доставляли много хлопот апостолу Павлу. В их церкви имел место инцест (кто женился "на жене своего отца"), разделения, пьянства, излишества и пр. Проблема в том, что коринфяне пытались использовать духовные дары в своих корыстных целях, забывая, что христиане должны использовать дары для назидания и служения друг другу. При этом они все говорили на языках, превозносясь над другими членами общины. Но все это не решало их главной проблемы - отсутствия во многих членах общины простой христианской любви.
Согласно библии крещение в евангельских церквях должно происходить с полным погружением верующего человека. То, что погружение должно быть полным, а не происходить с помощью простого омовения или кропления водой, говорит хотя бы само лингвистическое значение термина baptizo. Более того, примеры из самого содержания Нового Завета говорят в подтверждение тому, что верующие крестились погружением. В Ин. 3:23 написано, что Иоанн крестил при Еноне, "потому что там было много воды". При крещении Иоанном Иисус "вышел из воды" (Мк. 1:10). А при крещении евнуха Филиппом оба, сошедши в воду, затем вышли из нее (Деян. 8:36-39).
При этом нужно помнить, что метафора погребения и крещение, которое есть его символ, гармонизируют друг с другом только тогда, когда во внимание берется именно акт полного погружения, а не частичного кропления или обливания. Как нам подсказывает логика и воображение, если Павел говорит о духовно-символическом погребении верующего в крещении, то обливание и кропление не совсем полно олицетворяют то, что могло бы передать полное погружение.
Говоря же о тех случаях, когда человек не может принять крещение по ряду проблем, в силу вступают такие богословские понятия как акривия (точность, строгость, определенность) и икономия (устроение дел, дома). С точки зрения акривии, евангельские христиане требуют, чтобы крещению предшествовало покаяние и возрождение человека. Если же после произошедшего покаяния человека, например, в местности, где нет достаточно воды (пустыня) возникает необходимость креститься, то действует принцип икономии, когда решает вопрос крещение с позиции практического снисхождения ради пользы крещаемого. Тогда, следуя также древней традиции Церкви (учение двенадцати Апостолов), человека должны крестить в проточной воде. Если же нет ее, можно крестить обливанием, если же нет и такой возможности, кроплением. Но в любом случае, как бы мы не уходили в воображаемые ситуации, практика подсказывает, что при желании воду можно найти везде. Ведь если мы не забываем тот факт, что вера является наиважнейшим фактором и условием крещения, то торопить события вовсе не стоит.
Говоря же о важности веры (акривия), мы можем вспомнить, что вера и покаяние человека являются важнейшими условиями для крещения. Например, в Мк. 16:16 написано: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". В первом случае вера стоит на первом месте, а потом следует крещение. Во втором же случае, при отсутствии веры подразумевается и ненадобность крещения. Важность личной веры подчеркивается в ответе Петра тюремному стражу: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:30-31). Не стоит забывать, что крещение последовало за покаянием и исповеданием стражника. Но заметно, что крещению отдается второстепенное место.
Поскольку крещение может рассматриваться с разных позиций как средство для выражения веры крещаемого, его желания стать частью общинной жизни, он входит в заветные отношения с Иисусом и ассоциирует себя с Его смертью, погребением и воскресением, в нашей церкви имеется практика готовить кандидатов для крещения к этому серьезному шагу в жизни, а также знакомить с основными понятиями христианского служения, учения и церковной жизни.
Само же крещение совершается церковью как правило либо в баптистерии (мини-бассейн в церковном здании), либо на открытом воздухе на озере или реке, где можно совершать полное погружение человека в воду. Так как день крещения является праздником для церкви и для самых кандидатов, верующие торжественно готовятся к этой процедуре. Пасторы и крещаемые одевают специальные белые одеяния, которые олицетворяют собой ту чистоту и очищение, которую Христос дарит верующим в Него через покаяние грехов. Согласно установлению Христа (Мф. 28:19), крещение совершается во имя Отца, Сына и Святого Духа, когда в одной формуле молитвы в акте погружения в воду призываются во свидетельство все три Лица Божественной Троицы.